Содержание
Паспорт Программы развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детского сада № 225
3
Проблемно-ориентированный анализ состояния МБДОУ
6
Характеристика текущего состояния ДОУ
6
SWOT-анализ условий реализации Программы развития МБДОУ
9
Вывод
11
Концепция Программы развития МБДОУ
12
Механизмы реализации Программы развития
13
Система контроля реализации Программы развития
21
Финансовое обеспечение реализации Программы развития
21
Мониторинг реализации Программы развития
24
2
Паспорт Программы развития
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17
июня 2019 год);
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении концепции развития
дополнительного образования детей»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
7. Постановление Правительства Свердловской области от
19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении Государственной
программы
Свердловской
области
«Развитие
системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской
области до 2025 года»;
8. Постановление Правительства Свердловской области от
18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития
образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
9. Постановление Правительства Свердловской области от
30.08.2016 № 595-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по
реализации Стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016 – 2030 годы»;
10. Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 N 162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».;
11. Паспорт регионального проекта «Новые возможности для
каждого» утвержден Протоколом от 17.12.2018 N 18;
12. Указ Губернатора Свердловской области от 6.10.14 № 453-УГ
«О комплексной программе «Уральская инженерная школа».
Цель Программы Совершенствование условий для формирования инженернотехнического творчества и формирования научно-технической
развития
профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста
Задачи Программы 1. Обеспечить организационное и методическое сопровождение
Основания для
разработки
Программы
3
по внедрению и реализации инновационной парциальной
программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего
школьного возраста».
2. Обновить и пополнить материально-техническую базу
реализации
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования в части внедрения парциальной
программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего
школьного
возраста»,
образовательной
технологии
«Робототехника».
3. Реализовать новые формы социального партнерства с
родителями (законными представителями), способствующие
развитию
конструктивно-технических
способностей
воспитанников.
Объемы и источники Всего: 520 000 руб.
финансирования Выполнение Программы развития обеспечивается за счет
Программы развития бюджетных (субсидии из областного бюджета) и внебюджетных
средств (доход от оказания платных образовательных услуг).
1. Создана система эффективного управления дошкольной
Ожидаемые
образовательной организацией на основе реализации проектов
результаты
«Лаборатория фиксиков», «В инженеры я б пошел, пусть меня
реализации
Программы развития научат», «Кадры решают все», «Современный детский сад»,
«Эффективное социальное партнерство».
2. Оптимизированы формы информационно-методического и
организационного сопровождения для совершенствования
педагогической культуры и практического профессионального
мастерства педагогов
3. Сформирована база методических разработок с использованием
информационно-коммуникационных технологий для развития
творческо-технического потенциала воспитанников в условиях
дошкольной образовательной организации.
4. В образовательном пространстве дошкольной образовательной
организации создана развивающая предметная техносреда,
адекватная
возрастным
особенностям
и
современным
требованиям к политехнической подготовке детей дошкольного
возраста.
5. Достигнут стабильно высокий уровень показателей освоения
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования по всем образовательным областям.
5. Увеличен охват детей услугами дополнительного образования
по программам технической направленности.
6. Организовано продуктивное социальное партнерство с семьями
воспитанников и образовательными организациями через
реализацию совместных образовательных проектов творческой и
технической направленности.
Целевые показатели 1. Доля педагогов, участвующих в реализации инновационной
развития
4
Сроки и этапы
деятельности, работающих в экспериментальном режиме:
- работа в экспериментально, инновационных, площадках (с 11%
до 78%);
- наличие научно-методических публикаций (с 11% до 33%).
2. Доля педагогов, разработавших методические рекомендации,
дидактические
пособия
по
внедрения
современных
педагогических технологий «STEM- лаборатория» (не менее
55%).
3. В образовательных и конкурсных мероприятиях с
воспитанниками в рамках реализации парциальной программы
«STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного
возраста», приняли участие 80% педагогов.
4. Количество разработанных и внедренных в образовательную
деятельность программ по конструированию в дошкольной
образовательной организации – не менее 3; интерактивных игр по
изобретательской деятельности – не менее 5; методических
рекомендаций по использованию LEGO конструкторов:
Кирпичики DUPLO, Моя первая история. Базовый набор,
«Первые механизмы», We Do 2 – не менее 4, дидактических
пособий по развитию творческого мышления – не менее 2.
5. В трансляции инновационного педагогического опыта по
развитию технических и изобретательских способностей
воспитанников приняли участие 50% педагогов, опубликовали
авторские статьи научно-технической направленности - 33%
педагогов.
6. Доля воспитанников, вовлеченных в процесс познавательно исследовательской
деятельности
и
научно-техническое
творчество, увеличилось от 37% до 60%.
7. Доля детей, освоивших навыки работы с современными
робототехническими конструкторами, увеличилась с 20% до 50%.
8. Не менее 40% от общего числа воспитанников принимают
участие в освоении дополнительных общеобразовательных
программ технической направленности.
9. Развивающая предметно-пространственная среда пополнена
информационными ресурсами: программным обеспечением
технологии
«LEGO
конструирование»,
«Образовательная
робототехника»,
интерактивными
пособиями
инженернотехнической направленности для дошкольного образования
«ИКаРёнок», LEGO Digital Designer, «Технофантазеры» (не менее
2-х интерактивных пособий).
10. Организованы и проведены образовательные мероприятия
конструктивно-технической направленности с участием педагогов
и воспитанников в рамках социального партнерства - не менее 5
мероприятий.
Программа реализуется в период 2022 - 2025гг.
5
1 этап – январь - апрель 2022г.
реализации
Программы развития Диагностико-прогностический – анализ работы за предыдущий
период (swot-анализ, МКДО), завершающийся проблемным
полем.
Определение цели и задач развития организации на следующий
период.
2 этап – май 2022 – февраль 2025г.
Организационно-деятельный – реализация цели и задач
3 этап – февраль 2025г.
Итогово - результативный – оценка эффективности работы ДОО в
период реализации Программы развития с целью разработки
вектора развития МБДОУ - детский сад № 225 на последующие
периоды его функционирования.
Проблемно-ориентированный анализ состояния ДОУ.
Краткие итоги реализации Управленческой Программы 2021-2022 г.г.
Целью Управленческой программы 2021-2022 г. являлось создание современной
образовательной среды, направленной на формирование позитивной социализации и
личностного
развития
воспитанников
посредством
внедрения
современных
педагогических технологий.
Мероприятия, реализованные в соответствии с Программой развития в 2021-2022 гг.:
Ожидаемый результат
Фактический результат
- Внедрены современные
- Педагогами реализованы 2 современных технологии
образовательные технологии
социализации детей от 3 до 7 лет («Клубный час»,
социализации дошкольников
«Социальная акция»).
(«Клубный час», «Развивающее
- В рамках технологии «Клубный час»
общение»)
организовано и проведено 3 тематических
мероприятий с участием 130 воспитанников и их
родителей: «Традиции народов мира «Азбука
безопасности», «Такие разные эксперименты»,
«Что придумал человек?».
- Проведены 2 социальных акции «Книга для
сельской библиотеки», «Новогодняя открытка
пожилому человеку».
- В дошкольной образовательной организации
- Созданы условия,
организованы следующие формы методической
способствующие повышению
работы с педагогами: круглый стол («Вопросы
компетентности и квалификации
успешной
социализации
детей
дошкольного
педагогических работников.
возраста»,
«Развивающая
предметнопространственная среда группы для развития
коммуникативных
навыков
воспитанников»);
методический час с применением кейс-технологий
«Решение педагогических ситуаций», «Социально6
- Заключены договоры
социального партнерства с
организациями дополнительного
образования (МАУ ДО Городской
Дворец творчества детей и
молодёжи «Одаренность и
технологии») и учреждениями
культуры (Детской школой
искусств № 15).
- Приобретены учебнометодические комплекты,
электронные программы,
дидактические и интерактивные
пособия по формированию у
детей навыков позитивной
социализации (комплекты
динамических пособий, входящие
в состав интерактивных
развивающих программ и
комплекса игрового оборудования
«Наглядное дошкольное
образование»).
коммуникативное развитие детей дошкольного
возраста»; сопровождение педагогов в подготовке по
методической теме самообразования и представлении
практического
результата
самообразования
педагогической
общественности
МБДОУ
(индивидуальные консультации, деловые игры);
презентация профессионального опыта педагогов по
развитию социально-коммуникативных навыков
детей «Участвуем в конкурсах совместно с детьми и
родителями»,
«Применение
социоигровых
технологий в педагогической деятельности».
- В рамках социального партнерства, дошкольная
образовательная организация является постоянным
участником
образовательных
и
конкурсных
мероприятий на базе организаций дополнительного
образования.
Участие в 4 городских конкурсах МАУ ДО
Городской Дворец творчества детей и молодёжи
«Одаренность и технологии».».
Социальное партнерство с учреждениями культуры
заключалось в участии обучающихся и педагогов
Детской школы искусств № 15 и воспитанников
дошкольной
образовательной
организации
в
просветительском концерте «Здравствуй, музыка».
Приобретены
интерактивный
программнометодический комплекс по формированию у детей
основ безопасного поведения «Диагностическое
лото», интерактивные плакаты «Викторина 300
вопросов»,
«Этикет»,
«Азбука
детской
безопасности».
В 2021 года педагогический коллектив принял участие в конкурсных мероприятиях
различных уровней:
7
- городской конкурс – праздник «Путешествие по сказкам Э.Н. и Успенского и В.Г.
Сутеева – 2021 – участники;
- городской конкурс «Россия – многонациональное государство» - участник;
- городской фестиваль «Люблю Урал – мой край родной» познавательное направление –
победители 3 место;
- городской турнир «РоБоКит» - победители 2 место.
Характеристика текущего состояния ДОУ.
МБДОУ - детский сад № 225 расположен в жилом микрорайоне, находится в
здании, построенном по типовому проекту, функционирует после реконструкции с
сентября 2011г. Рядом находится спортивный комплекс «Калининец» с зонами для спорта,
бассейн, манеж, каток.
Здание рассчитано по проекту на 6 групп, 145 детей. Группы формируются по
разновозрастному принципу.
Характеристика педагогического потенциала:
Педагогическими кадрами дошкольная образовательная организация укомплектована
на 100%. В настоящее время образовательную деятельность осуществляет сложившийся
педагогический коллектив, который состоит из 9 педагогов: 6 воспитателей, музыкального
руководителя/, инструктора по физкультуре и учителя-логопеда. Все педагоги имеют
педагогическое образование (33% - высшее профессиональное, 67% - среднее
профессиональное). Система работы с педагогическими кадрами ориентируется на
реализуемую образовательную программу, которая определяет формы, методы и
содержание деятельности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.
В основе этой системы лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов,
которая позволяет оценить компетентность каждого педагога, выявить его запросы и
потребности.
Квалификационный уровень педагогов:
Уровень
квалификационной категории
Высшая КК
Первая КК
Нет КК
Показатель
Количество
1
7
1
%
11
78
11
Педагогический стаж:
Показатель
Стаж
от 0 до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
от 15 до 20 лет
Свыше 20 лет
Количество
2
1
1
1
4
8
%
22
11
11
11
45
МБДОУ - детский сад № 225 реализует Основную общеобразовательную
программу – образовательную программу дошкольного образования с учетом реализации
задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования, на
основе
учебно-методического
комплекта
вариативной
примерной
основной
образовательной программы дошкольного образования «Мозаичный Парк» (далее программа «Мозайка») для воспитанников раннего возраста, младшего, среднего и
старшего дошкольного возраста.
Дополнительные образовательные программы (в соответствии с запросами
родителей (законных представителей): Художественная студия «Рисовашки», вокальнохоровая студия «Акапелька», Спортивная секция «Крепыш», «Юный архитектор»,
«Логоритмика», «Мультистудия».
Социальными партнерами являются: федеральный государственный бюджетный
научный «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования», Детская школа искусств № 15, МБУ«ИМЦ» Орджоникидзевского района
города Екатеринбурга, МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии», МБДОУ- детский
сад компенсирующего вида «Центр «Радуга», ТПМПК ГБУ социального обслуживания
населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания
«Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, МАУ ДГБ № 15, ГИБДД ,
ГОСПОЖНАДЗОР, МАОУ СОШ № 112, ДОУ Орджоникидзевского района города
Екатеринбурга.
Контингент родителей ДОУ характеризуется средним уровнем жизни и доходов,
социального и образовательного статуса. Сферы деятельности родителей: бюджетные
организации, служащие, рабочие. Для большинства семей характерны высокие требования
к образованию своего ребенка.
Информационная открытость ДОУ дает родителям (законным представителям)
возможность знакомиться с деятельностью дошкольной образовательной организации,
которая освещается в на официальном сайте, днях открытых дверей. Проводится
анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания.
SWOT-анализ условий реализации Программы развития ДОУ,
основанный на анализе внутренних и внешних факторов
Сильные стороны
- социальному развитию ребенка в ДОО
отводится большое значение (фольклорные
праздники, соблюдение народного календаря,
приобщение к социокультурным нормам и
традициям семьи, общества, через посещение
библиотеки, экскурсий, участие в конкурсах
социальной направленности);
организация
научно-исследовательской
деятельности в рамках работы инновационной
площадки
по
внедрению
парциальной
модульной
образовательной
программы
9
Слабые стороны
- владение педагогами представлений о
реализации
программы
«STEMобразования детей дошкольного и
младшего школьного возраста» на
базовом
уровне.
Недостаточный
уровень
владения
практическими
навыками
реализации
данной
программы;
- часть педагогов в силу невысоких
прогностических и аналитических
умений не принимает участия в
«STEM-образования детей дошкольного и
младшего школьного возраста»;
- формирование у воспитанников технических
и изобретательских навыков посредством
освоения современных конструкторов, в том
числе, программируемых;
- полная укомплектованность педагогическими
кадрами.
Стабильный
педагогический
коллектив.
- наличие у всех педагогов квалификационной
категории;
наличие
условий
для
повышения
компетентности
и
квалификации
педагогических
работников
посредством
реализации различных форм методического
сопровождения педагогов;
- развивающая предметно-пространственная
среда
создана
и
систематически
совершенствуется в соответствии с ФГОС ДО с
учетом
индивидуальных
и
возрастных
возможностей
детей,
направлена
на
всестороннее развитие воспитанников по пяти
направлениям
развития:
познавательного,
социально-коммуникативного,
речевого,
художественно-эстетического, физического;
- наличие современного оборудования в
развивающей
предметно-пространственной
среде;
- достаточность технической оснащенности для
реализации информационно коммуникационных технологий;
рост
числа
мотивированных
и
заинтересованных и родителей;
-расширение спектра платных образовательных
услуг.
Возможности
- развитие инновационной деятельности
дошкольной образовательной организации;
- повышение квалификации педагогических
работников по направлениям внедрения
парциальной программы «STEM-образования
детей дошкольного и младшего школьного
возраста»,
реализации
АС-технологии
творческого развития детей, применения
информационно-коммуникационных
10
конкурсах,
трансляции
педагогического
опыта,
издании
публикаций;
- недостаточный уровень владения
педагогами
информационнокоммуникационных технологий;
- не полностью созданы условий для
формирования
инженерных
и
естественно-научных
компетенций
дошкольников,
для
развития
познавательно-исследовательской
деятельности,
способов
нагляднообразного и абстрактно-логического
мышления;
- недостаточное оснащение учебнометодическими
комплектами
по
развитию технического мышления
детей,
дидактическими
и
интерактивными
пособиями
по
формированию у детей навыков
конструирования
(интерактивное
пособие
инженерно-технической
направленности
для
дошкольного
образования
«ИКаРёнок»,
интерактивное пособие для развития
пространственного
мышления
и
навыков
конструирования
LEGO
Digital Designer).
- отсутствие практического опыта
педагогов в работе с интерактивными
пособиями «ИКаРёнок» и
LEGO
Digital Designer).
- необходимость повышения уровня
мотивации педагогов к работе в
инновационном режиме
Угрозы
- недостаточность финансирования;
- слабая заинтересованность родителей
(законных
представителей)
в
использовании
информационнокоммуникационных образовательных
технологий.
технологий, дистанционных образовательных
технологий;
- пополнение материально-технической базы за
счет внебюджетных средств;
- укрепление взаимодействия с семьями
воспитанников;
- удовлетворенность родителей качеством
образовательных услуг;
- расширение сотрудничества с социальными
партнерами
Вывод
Проведенный анализ состояния ДОУ показал, что в настоящее время ДОУ
располагает определенными образовательными ресурсами, способными удовлетворить
запрос на получение качественного образовательного продукта, востребованного
родителями и широким социумом. Вместе с тем, необходимо совершенствовать условия
для получения детьми дошкольного возраста современного и качественного образования.
На начало 2022 года в ДОУ созданы материально-технические условия, но их
недостаточно для реализации основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования с учетом примерной основной
образовательной программы дошкольного образования на основе учебно-методического
комплекта вариативной примерной основной образовательной программы дошкольного
образования «Мозаичный Парк» и парциальной программы «STEM-образования детей
дошкольного и младшего школьного возраста». Организована работа экспериментальных
площадок. В учреждении построена система управления с командообразующими
составляющими, что необходимо для любой организации, ориентированной на быструю
реакцию на внешние изменения и на поддержание высокой конкурентоспособности.
Часть, педагогов ДОУ обладает значимыми компетенциями, необходимыми для решения
образовательных задач развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей их развития. В соответствии с запросом родителей
(законных представителей) с целью развития мотивации детей к познанию и творчеству,
развитию их способностей в различных видах деятельности в ДОУ организована
реализация платных образовательных услуг. Организация образовательного пространства
и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том
числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением; возможность самовыражения детей. При проведении исследований были
выявлены и точки роста. Для осуществления работы ДОУ в инновационном режиме,
необходима:
- модернизация образовательной среды посредством внедрения современных, в том числе
цифровых образовательных технологий;
- расширение социального партнерства;
11
- повышение профессиональных ИКТ- компетенций педагогов;
- расширение спектра работы с семьями, привлечение родительской общественности к
участию в образовательной, воспитательной и проектной деятельности, конкурсных
мероприятиях;
- приобщение воспитанников к культурному наследию, формирование у детей
патриотизма, чувства гордости за свою Родину на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества.
Концепция Программы развития
Основой концепции Программы развития является осуществление комплекса
мероприятий, направленных на повышение: эффективности и качества образования
воспитанников, профессиональной компетентности педагогов, модернизации
образовательной среды. Основным результатом должно стать успешное взаимодействие с
социумом, в процессе которого дошкольное образовательное учреждение становится
мощным средством социализации личности ребенка. Перспективное развитие направлено
на объедение усилий всех заинтересованных субъектов образовательных отношений и
социальных партнеров для достижения цели Программы развития, формирования единого
образовательного пространства, обеспечивающего совместный успех в развитии каждого
воспитанника. Модернизация материально-технической, учебно-методической базы,
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды обеспечит высокое
качество и доступность дошкольного образования. Данный процесс становится
неотъемлемой частью современной образовательной организации. Внедрение
информационно коммуникационных технологий, образовательной робототехники
позволит обеспечить вариативные условия для образования детей дошкольного возраста.
Представленный раннее анализ состояния МБДОУ - детского сада № 225, диктует
необходимость обновления образовательной среды, оказывающей прямое и косвенное
влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду. Исходя из выше изложенного,
определена цель дальнейшего развития ДОУ и поставлены задачи на 2022-2025 годы.
Цель:
Совершенствование условий для формирования инженерно-технического творчества и
формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного
возраста.
Задачи:
1. Обеспечить организационное и методическое сопровождение по внедрению и
реализации инновационной парциальной программы «STEM – образование детей
дошкольного и младшего школьного возраста».
2. Обновить и пополнить материально-техническую базу реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования в части внедрения
парциальной программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного
возраста», образовательной технологии «Робототехника».
3. Реализовать новые формы социального партнерства с родителями (законными
представителями), способствующие развитию конструктивно-технических способностей
воспитанников.
12
Механизмы реализации Программы развития
Механизм развития учреждения рассчитан на период до 2025 года. Механизмы
реализации Программы развития определены тематическими проектами «Лаборатория
фиксиков», «В инженеры я б пошел, пусть меня научат», «Кадры решают все»,
«Современный детский сад», «Эффективное социальное партнерство», которые
ориентированы на развитие Учреждения.
Проект «Лаборатория фиксиков».
Цель: Формирование у ребенка-дошкольника, имеющего в своем арсенале множество
современных инструментов и мыслительных навыков, способного легко находить
нужную информацию и применять ее в своих интересах.
Задачи:
- заинтересовать и обучить педагогов ДОУ в целях формирования компетенций и
стимулирования педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием
STEM – технологий;
- способствовать развитию материально-технической базы дошкольной организации;
- разработать программно - методическое сопровождение по использованию STEM
технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- организовать познавательную деятельность детей в «STEM – лаборатории»;
- создавать условия для создания партнерских отношений с родителями (законными
представителями) по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления
детей;
- организовать подготовку и участие всех участников педагогического процесса в детских
конкурсах и конкурсах педагогического мастерства c использованием STEM –
технологий.
№
Мероприятия
Сроки выполнения Исполнители
п/п
Анализ информации о развитии
воспитанников. Диагностирование детей
подготовительных к школе групп по
методике автора Верещагиной Н.В. Анализ
деятельности инновационной площадки
зам.
январь – апрель
1 «STEM-образования детей дошкольного и
заведующего,
2022 г.
младшего школьного возраста». Внутренняя
педагоги
оценка условий реализации основной
общеобразовательной программы в ДОУ в
пяти образовательных областях, определённых
ФГОС дошкольного образования.
Преобразование предметно – развивающей
зам.
среды групп ДОУ: Микроскоп 2П-3М. набор
май 2021Заведующего,
2 «Первая лаборатория», обсерватория для
октябрь 2024 г.
заведующий
насекомых, Цифровая лаборатория «Наураша в
стране Наурандии», базовый набор LEGO
13
Educatijn WeDo2.0, инновационный
конструктор «Фанкластик», Набор
«Дидактическая система Ф. Фрёбеля» – 2 шт
Введение кружковой работы «Основы
3 робототехники»
2022-2025 г
зам.
заведующего,
педагоги
Реализация комплексов по модулям
2022 – 2025 г.
педагоги
Программы развития
Контроль осуществления образовательной
5
2022 – 2025 г. зам. заведующего
деятельности
Мониторинг положительной динамики в
6
2022-2025 г зам. заведующего
развитии детей
Прогнозируемый результат:
1. Созданы условий для формирования инженерных и естественно-научных компетенций
дошкольников, для развития познавательно-исследовательской деятельности, способов
наглядно-образного и абстрактно-логического мышления.
2. Созданы предпосылок для дальнейшего математического, естественно-научного и
инженерно-технического образования детей в начальной школе.
3. Созданы условий для внедрения инновационной парциальной модульной программы
«STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» в
образовательную практику ДОУ на основе материалов методического комплекса
программы STEM-образования.
4
Проект «В инженеры я б пошел, пусть меня научат»
Цель:
Формирование
конструктивно-технических
и
изобретательских
способностей воспитанников.
Задачи:
- освоить и внедрить в образовательную деятельность современные образовательные
технологии, направленные на развитие технического мышления детей;
- обучить детей навыкам работы с современными конструкторами, в том числе,
робототехническими;
- сформировать у детей навыки работы с инженерными книгами.
№
Мероприятия
Сроки выполнения Исполнители
п/п
Освоение воспитанниками навыков работы с
разными видами современных
конструкторов в соответствии с
зам.
1 разработанными дошкольной
2022-2025 г.
заведующего,
образовательной организацией
педагоги
образовательными программами
по конструированию.
Разработка и применение в работе с детьми
зам.
мультимедийных интерактивных игр «Юные
2
2022-2025 г.
заведующего,
инженеры», «Строительство дома»,
педагоги
«Проектирование дорог», обучающих
14
3
4
5
6
7
9
видеороликов «Как устроены механизмы»,
«Мы-изобретатели», электронных
презентаций, алгоритмов поэтапного
конструирования.
Применение интерактивных пособий
инженерно-технической направленности
«ИКаРёнок», LEGO Digital Designer) для
2022-2025 г
развития пространственного мышления и
навыков конструирования воспитанников
Обучение детей навыкам работы с
2022 – 2025 г.
инженерными книгами
Создание комплексных изобретательских
2022 – 2025 г.
проектов с применением АС-технологии
Реализация минипроектов серии «Думаем.
Играем. Создаем» с применением ТРИЗ2022-2025 г
технологии
«Развитие науки и техники»: реализация
комплексного подпроекта с применением
2022-2025 г
программируемых конструкторов «Lego We Do
2» и «Техник».
Участие воспитанников в конкурсах и
фестивалях различного уровня (районный,
муниципальный, областной, всероссийский)
по техническому творчеству,
постоянно
способствующему развитию
пространственного мышления, воображения,
навыков конструирования и моделирования
зам.
заведующего,
педагоги
педагоги
педагоги
педагоги
зам.
заведующего,
педагоги
зам.
заведующего,
педагоги
Прогнозируемый результат:
1. В совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, а также в самостоятельной
работе, воспитанники активно применяют различные виды современных конструкторов, в
том числе, робототехнических. Умеют самостоятельно, или при помощи взрослого
применять базовые навыки программирования в соответствии с возрастом.
2. Воспитанники с интересом используют интерактивные пособия по конструированию
для детей, задают вопросы, проявляют фантазию, стремление к решению новых
технических задач.
3. Дети освоили навыки работы с инженерными книгами, используют полученные знания
в повседневной жизни.
4. Воспитанники вместе с педагогами являются активными участниками конкурсов
технической направленности различных уровней и завоевывают призовые места.
Проект ««Кадры решают все»
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в рамках
работы инновационной площадки по реализации парциальной программы «STEM15
образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» и участия в проекте
«Детская академия изобретательства»
Задачи:
- создать условия для повышения квалификации, саморазвития и формирования
профессиональной компетентности педагогов в рамках инновационной деятельности
дошкольной образовательной организации;
- способствовать освоению и применению в профессиональной практике современных
образовательных технологий, специализированного оборудования и программного
обеспечения для развития детского технического творчества;
- мотивировать педагогов к успешной самореализации через активизацию их участия в
конкурсном движении по реализации инновационной парциальной программы.
№
Мероприятия
п/п
1 Оценка уровня владения педагогами
современных образовательных технологий:
информационно-коммуникационных
технологий, робототехники.
2 Составление индивидуального маршрута
профессионального роста педагогов по
направлениям технического развития детей,
робототехники, информационнокоммуникационных технологий
3 Организация самообразования педагогов в
соответствии с актуальными темами:
«Конструирование и моделирование с детьми
дошкольного возраста на современном этапе»,
«Использование современных
образовательных технологий в педагогической
деятельности», «Освоение навыков работы с
интерактивными пособиями», «Реализация
АС-технологии творческого развития детей»,
«Образовательная робототехника»;
4 Обучение педагогов по программам
повышения квалификации: «Развитие
предпосылок к формированию инженерного
мышления детей дошкольного возраста»,
«Внедрение парциальной образовательной
программы дошкольного образования «STEMобразования детей дошкольного и младшего
школьного возраста», «Речевое развитие
обучающихся с использованием
информационно-коммуникационных
технологий и робототехники», «Робототехника
в дошкольном образовании».
16
Сроки
выполнения
январь-апрель
2022 г.
май 2022 г.
Исполнители
заведующий,
зам.
заведующего,
педагоги
зам.
заведующего,
педагоги
сентябрь 2022октябрь 2023 г.
зам.
заведующего,
педагоги
январь 2022декабрь 2023 гг.
зам.
заведующего,
педагоги
5
6
7
8
9
10
11
12
Организация и проведение мастер – классов
(«Реализация АС-технологии», «Применение
современных конструкторов в проектной
деятельности с воспитанниками»,
«Использование робототехнических
конструкторов в образовательной
деятельности», «Применение конструктора
«Дары Фребеля» для решения различных
образовательных задач»)
Участие педагогов в деловых играх
«Профессиональные компетенции
современного педагога»; «Ступеньки к
успешному техническому развитию детей»
Круглый стол («Роль информационнокоммуникационных технологий в развитии
конструктивно-технических навыков
современного дошкольника», «Речевое
развитие детей через применение
робототехники»);
Методический час для педагогов
(«Дидактический портфель воспитателя»,
«Этапы развития конструктивно-технических
способностей детей дошкольного возраста)
Создание электронного ресурса методических
и дидактических материалов для
использования в образовательной
деятельности
Взаимное посещение открытых мероприятий с
целью представления педагогического опыта
работы
Проведение образовательных мероприятий с
презентацией педагогическому сообществу
опыта профессиональной деятельности в
процессе реализации парциальной программы
««STEM-образования детей дошкольного и
младшего школьного возраста», по
направлению сенсорика раннего возраста,
участия в проекте «Детская академия
изобретательства»
Участие в профессиональных конкурсах по
реализации инновационной парциальной
программы «STEM-образования детей
дошкольного и младшего школьного
возраста», проекта «Детская академия
изобретательства»
17
сентябрь 2022декабрь 2023 гг.
зам.
заведующего,
педагоги
январь 2022декабрь 2022
зам.
заведующего,
педагоги
май 2022 ноябрь 2022
заведующий,
зам.
заведующего,
педагоги
декабрь 2022 май 2023
зам.
заведующего,
педагоги
декабрь 2023
зам.
заведующего,
педагоги
январь 2023 –
декабрь 2023
зам.
заведующего,
педагоги
зам.
заведующего,
педагоги
постоянно
постоянно
зам.
заведующего,
педагоги
13
Обобщение опыта работы. Анализ результатов
реализации проекта, корректировка
содержания, подведение итогов.
декабрь 2024 г.
заведующий,
зам.
заведующего,
педагоги
Прогнозируемый результат:
1. Возрос уровень профессионального мастерства педагогов, работающих в
инновационном режиме.
2. Разработаны методические рекомендации по реализации парциальной
программы «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»,
проекта «Детская академия изобретательства», технологии «Робототехника».
3. Накоплен достаточный практический опыт по реализации парциальной
программы «STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»,
проекта «Детская академия изобретательства», который транслируется в педагогических
сообществах на различных уровнях, опубликован в печатных и электронных изданиях, а
также представляется в рамках участия в конкурсном движении.
Проект ««Современный детский сад»
Цель: модернизировать образовательную среду, направленную на развитие
технического творчества детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- совершенствовать и обогащать развивающую предметно – пространственную
среду и материально техническую базу. Пополнить развивающую предметно пространственную
среду
дидактическими,
техническими,
электронными
средствами обучения;
- обеспечить доступ педагогам к мультимедийным образовательным ресурсам и
сети Интернет;
№
Мероприятия
Сроки выполнения
Исполнители
п/п
1
Анализ материально-технического
Январь -апрель
заведующий,
оснащения и содержания
2022 г.
зам.
развивающей предметнозаведующего
пространственной среды,
педагоги
направленной на развитие
творческого мышления, технических
и изобретательских способностей
детей (обеспеченность и
достаточность мультимедийного
оборудования, интерактивных
комплексов, современных
конструкторов)
2
Преобразование предметно –
март 2022 г.
заведующий,
развивающей среды групп ДОУ:
зам.
Микроскоп 2П-3М
заведующего,
18
3
4
Создание тематических и проектных
центров в группах (архитектурные,
конструктивно-технические,
экспериментальные, познавательноисследовательские проекты)
Приобретение различных видов
конструктора (Дары Фребеля, Lego,
Знаток, Фанкластик, Полидрон,
Техник, Академия Наураши), учебнометодических комплектов по развитию
технического мышления детей,
дидактических и интерактивных
пособий по формированию у детей
навыков конструирования
(интерактивное пособие инженернотехнической направленности для
дошкольного образования
«ИКаРёнок», интерактивное пособие
для развития пространственного
мышления и навыков конструирования
LEGO Digital Designer).
Использование конструкторов в
образовательной деятельности в
соответствии со всеми
образовательными областями.
2022-2023 г.
2022-2025 г
педагоги
заведующий,
зам.
заведующего,
педагоги
заведующий,
зам.
заведующего
Прогнозируемые результаты:
- достижение высоких результатов работы с воспитанниками по всем образовательным
областям,
- улучшение информационно-методического обеспечения;
- достаточная обеспеченность дошкольной образовательной организации дидактическими,
техническими и электронными средствами обучения.
Проект «Эффективное социальное партнерство»
Цель: обеспечение стабильного функционирования социального взаимодействия с
целью повышения качества образования
Задачи:
Привлечение
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
к
информированному участию в образовательной деятельности ДОО.
Вовлечь родителей (законных представителей) и организаций-партнеров в
построение образовательной деятельности через участие в разнообразных формах
социального взаимодействия
19
№
Мероприятия
Сроки выполнения Исполнители
п/п
1 Проведение социологического опроса
январь 2022 г. зам. заведующего
родителей «Изучение потребностей родителей
педагоги
в развитии технических и изобретательских
навыков детей».
2 Заключение договоров социального
февраль 2022 г.
заведующий
партнерства с ФГБОУ ВО «Уральский
зам. заведующего
государственный педагогический
университет», ГАОУ СО «Институт развития
образования», АНО ДПО «Институт
образовательных технологий» (г. Самара).
Присвоение статуса инновационной площадки
ФИСО ЭЛТИ-КУДИЦ. Заключение договора о
январь-март
сотрудничестве, согласование дорожной карты
2022г
работы площадки
3 Оптимизация форм сотрудничества и
активизация просветительских форм работы с
родителями: мастер-классы «Конструируем
всей семьей», «Воспитываем будущих
инженеров», «Такие разные конструкторы»,
«Учимся работать с робототехническими
конструкторами», семинары-практикумы
«Родителям о парциальной программе «От
Фребеля до робота: растим будущих
инженеров», «Роль конструирования в
развитии мышления ребенка», «Конструктор
Фанкластик: открываем новые возможности»,
«Дары Фребеля для развития
пространственного мышления и воображения
детей», круглые столы «Проблемы развития
технических способностей детей дошкольного
возраста», «Растем и развиваемся вместе с
ребенком», Дни открытых дверей.
4 Сетевое взаимодействие с МБДОУ района и
города
по
направлениям
«Техническое
творчество»,
«Конструирование
и
программирование
для
дошкольников»,
«Моделирование», «Развитие предпосылок к
развитию инженерного мышления у детей
дошкольного возраста», «Образовательная
робототехника»
5 Реализация образовательных мероприятий с
организациями-партнерами: обучающих
20
постоянно
зам. заведующего
педагоги
постоянно
заведующий,
зам. заведующего
постоянно
заведующий,
зам. заведующего
практикумов, мастер-классов, семинаров,
онлайн-встреч, педагогических чтений по
направлениям «Инженерно-техническое
творчество», «Робототехника»,
«Изобретательская деятельность»
6 Периодическое наполнение раздела
«Инновационная деятельность» официального
сайта МБДОУ
7 Мониторинг
удовлетворенности родителей
качеством образовательной деятельности
8 Подготовка и размещение отчета о реализации
Программы развития
постоянно
зам. заведующего
2025 г.
зам. заведующего
педагоги
заведующий
зам. заведующего
2025 г.
Прогнозируемые результаты:
- увеличение количества родителей (законных представителей) и организаций-партнеров,
включенных в деятельность дошкольной образовательной организации;
- активизация родительской позиции;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах для
приобщения к современным образовательным технологиям, созданию партнерских
отношений по развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления детей;
- повышение доли удовлетворенности родительской общественности качеством
предоставления муниципальной услуги.
Система контроля реализации Программы развития
Внутренний контроль: осуществляет администрация дошкольной образовательной
организации на каждом этапе реализации программы развития.
Внешний контроль: открытость информации на официальном сайте в сети «Интернет».
Ежегодное предоставление отчета о результатах самообследования дошкольной
образовательной организации по состоянию на 20 апреля текущего года.
Финансовое обеспечение реализации Программы развития
Наименование мероприятий, виды
расходов
Повышение квалификации педагогов
по направлениям: «Развитие
предпосылок к формированию
инженерного мышления детей
дошкольного возраста», «Внедрение
парциальной образовательной
программы дошкольного образования
«STEM-образования детей дошкольного
и младшего школьного возраста»,
сроки
2022 –
2023 г
21
Финансовые
затраты
(тыс. руб.)
32 000,00
Источник
финансирования
бюджет: за счет
субвенций, субсидий из
областного бюджета
для реализации
основных
общеобразовательных
программ;
внебюджетные
источники: доходы от
«Речевое развитие обучающихся с
использованием информационнокоммуникационных технологий и
робототехники», «Робототехника в
дошкольном образовании»
Приобретение различных видов
современных конструкторов (Дары
Фребеля, Lego, Знаток, Фанкластик,
Полидрон, Техник, ROBO Kids 1,
Академия Наураши «Азбука
робототехники») и т.д.
платных
образовательных услуг
20222024 г
443 000, 00
Приобретение учебно-методических
2022 г.
комплектов по развитию технического
мышления детей, дидактических и
интерактивных пособий по
формированию у детей навыков
конструирования (интерактивное
пособие инженерно-технической
направленности для дошкольного
образования «ИКаРёнок»,
интерактивное пособие для развития
пространственного мышления и навыков
конструирования LEGO Digital
Designer).
45 000, 00
Итого
520 000, 00
бюджет: за счет
субвенций, субсидий из
областного бюджета
для реализации
основных
общеобразовательных
программ;
внебюджетные
источники: доходы от
платных
образовательных услуг
бюджет: за счет
субвенций, субсидий из
областного бюджета
для реализации
основных
общеобразовательных
программ;
внебюджетные
источники: доходы от
платных
образовательных услуг
Мониторинг реализации Программы развития
Ожидаемые результаты
Обновление содержания видов детской
деятельности через улучшение качества
предоставления образовательных услуг
Повышение эффективности психолого –
Критерии эффективности
Стабильная положительная динамика
образовательных достижений воспитанников и
состояние их здоровья. Рост
удовлетворенности родителей (законных
представителей) воспитанников качеством
образовательных услуг по результатам
независимой оценки качества образования
Устойчивая положительная динамика в
22
педагогической помощи детям МБДОУ
Дальнейшее информатизация
образовательной деятельности МБДОУ
Расширение спектра образовательных
возможностей, видов социально образовательного партнерства
Повышение эффективности работы с
одаренными детьми
Совершенствование развивающей
предметно-пространственной среды в
соответствии со спецификой
реализуемой Программы детского сада:
пополнение материально-технических
ресурсов МБДОУ современным учебным
компьютерным оборудованием и
программным обеспечением
вопросах поддержания и укрепления здоровья
воспитанников МБДОУ, приобщение к
здоровому образу жизни заинтересованного
взрослого населения.
Положительная динамика адаптации
воспитанников МБДОУ.
Обеспечение стабильной, эффективной
взаимосвязи всех этапов работы с
воспитанниками
Увеличение доли использования цифровых
продуктов в жизни детского сада
МБДОУ обеспечивает сетевое взаимодействие
с другими организациями для сотрудничества
Рост результативности разнообразных
достижений в конкурсном движении
городского, регионального и федеральных
уровней
Увеличение доли использования ИКТ
23