Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Вокально-хоровая студия Акапелька

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 225
620057 г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев,49 а
Телефон:8 (343) 331-72-22 (27), e-mail: mbdou225@yandex.ru

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Заведующий МБДОУ – детский сад № 225

Протокол № 1 от 30 августа 2024 г.

__________________Антропова Н.Г.
Приказ № 66 от 30 августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественно-эстетической
направленности
Вокально-хоровая студия
«АКАПЕЛЬКА»
возраст обучающихся 5-7 лет
(срок реализации - 2 года)

г.Екатеринбург
2024 г.

Краткая аннотация
«Акапелька»: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста
Возраст обучающихся: 5-7 лет, срок освоения – 2 года
Программа «Вокально-хоровой студии» направлена на приобретение детьми
знаний, умений и навыков в области хорового пения, на художественно-эстетическое
воспитание, духовно-нравственное развитие детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.№273 - ФЗ, с
учётом СанПиН 2.4.1.3049-13, уставом МБДОУ – детский сад № 225, Письмом
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О направлении
информации"

(Методические

рекомендации

по

проектированию

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

2

дополнительных

СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................................. 4
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .......................................................................................................... 5
1.1 Пояснительная записка ........................................................................................... 5
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. ................................... 7
1.3.Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры. ..... 8
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................... 9
2.1. Описание образовательной деятельности кружка ............................................ 9
2.2. Вариативные формы организации работы с детьми ...................................... 16
2.3. Взаимодействие с семьей ...................................................................................... 18
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................. 18
3.1. Развивающая предметно – пространственная среда ...................................... 18
3.2. Учебный план ......................................................................................................... 19
3.3. Материально – техническое обеспечение, необходимое для реализации ... 19
программы ..................................................................................................................... 19
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................................... 21
Список используемой литературы ................................................................................... 40

3

Введение
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий
большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и
музыкальные

способности:

интонационный

звуковысотный

слух,

без

которого

музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух,
музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие,
формируются

высшие

психические

функции,

обогащаются

представления

об

окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение
– психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как
дыхание,

кровообращение,

эндокринная

система

и

других,

важно,

чтобы

голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок
чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке
певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по
вокально-хоровой деятельности, оказывают оздоравливающее влияние на обменные
процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.
Улучшается

дренажная

функция

бронхов,

восстанавливается

носовое

дыхание,

повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает

качество

иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих
способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе: Программы по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), авторской
программы «Игровая методика обучения детей пению» (Автор: О. В. Кацер) и Программы
«Вокально-хоровая работа в детском саду» (Автор: М. Ю. Картушина).
Актуальность. Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального
руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от
педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах
развитию детского голоса уделяется мало внимания.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт
работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание
оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. При
подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных
номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но
4

никак не возможностям ребёнка, поэтому проблема формирования

качественного

звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна.
Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей
эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный
вид музыкальной деятельности, каковым является пение.
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей
научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное
красиво, с большой самоотдачей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и
вокальные особенности каждого ребёнка, т.о. приоритетным в работе считается
индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Программа «Акапелька» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от
29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и
действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений
«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования
России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Цель программы: развитие

творческих

способностей

детей

средствами

вокального искусства.
Основные задачи в работе вокального кружка
Обучающие задачи:
1.
2.

Обучать навыкам вокального мастерства
Формировать музыкально-ритмические навыки.

3.

Научить правильному дыханию.

4.

Сформировать начальные навыки актерского мастерства.

5.

сформировать чувство музыки, стиля.

Развивающие задачи:
1.
2.

Формирование интереса к вокальному искусству.
Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно

расширяя диапазон.
3.

Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

4.

Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами

вокальных занятий.
5

5.

Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого

дыхания, артикуляции.
6.

Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения

взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
7.

Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию

естественным голосом, без напряжения),
8.

Совершенствование вокально-хоровых навыков.

9.

Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Воспитательные задачи:
1.
2.

Воспитывать музыкальный вкус.
Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

3.

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

Принципы построения программы сводятся к следующему:
1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных
особенностей и возможностей ребёнка.
2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед
ребёнком и выполнения им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении
объёма и интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности предусматривает непрерывность и регулярность
занятий.
4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся
на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям.
5. Принцип повторяемости материала.
6. Принцип наглядности.
7. Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
8. Принцип деятельностного подхода;
9. Принцип культуросообразности;
10. Принцип интеграции;
11. Принцип развивающего обучения;
12. Принцип гуманизации;
13. Принцип сотрудничества;
14. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского
сада и семьи;
Программа по вокально-хоровому пению предназначена для детей от 5-7 лет.
Занятия в вокально-хоровой студии «Акапелька» проводятся с сентября по май, 72
6

занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут,
которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10-12 человек.
Направленность программы - художественная
Срок реализации программы – 2 года.
Отличительной особенностью программы вокально-хоровой студии «Акапелька»
является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных
видах песенного творчества и выбрать приоритетное направление и максимально
реализовать себя в нем.
Занятия в вокально-хоровой студии способствуют развитию музыкальной памяти,
выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в
духовно – нравственном воспитании детей, в их патриотическом воспитании, особенно,
когда члены вокально-хоровой студии принимают участие в концертах для ветеранов
войны и труда.
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Возраст детей 5-7 лет. Это воспитанники старших и подготовительных групп.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка
заниматься в вокально-хоровом кружке.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее
развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной
деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и
на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается
хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно
развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем
головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.
Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому
в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше
высоких звуков. Удобными являются звуки ми-фа-си. В этом диапазоне звучание
естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои
суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го
года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и
инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие,
оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер
музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают
7

звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально –
слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей
еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения
краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает
тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей
петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них
разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет
крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет
увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет
педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей
расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два
взаимосвязанных направления: вокальную работу (постановку певческого голоса) и
организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
 песни хором в унисон;
 хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);


при включении в хор солистов;



пение под фонограмму;



пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности

звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в
соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую
подгруппу.
1.3.Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры.
Выпускники вокально-хоровой студии в результате занятий
умеют:
- воспринимать песни разного характера, проявлять устойчивый интерес к
вокальному искусству;
- петь естественным голосом, протяжно;
- правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы;
- чисто интонировать, различать звуки по высоте, слышать движение мелодии,
поступенное и скачкообразное;
- воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
- контролировать слухом качество пения;
- петь с музыкальным сопровождением и без него;
обладают следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- ответственное отношение к занятиям;
8

- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и
взрослыми;
- самокритичность в оценке своих творческих и музыкальных способностей;
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
- любовь и уважение к национальному искусству, бережно сохранение традиций
своего народа.
Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в
словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя.
Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая
друг друга. В процессе обучения в вокально-хоровом кружке репертуар должен
соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики,
ритмичности.
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Описание образовательной деятельности кружка
Занятия в вокально-хоровой студии «Акапелька» проводятся с сентября по май, 72
занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут,
которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10-12 человек.
Формы организации и проведения занятий
Индивидуальные
Групповые
Фронтальные
Индивидуально-групповые
Ансамблевые
Работа по подгруппам
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)


работа над вокальными и хоровыми навыками;



проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:


споем песню с полузакрытым ртом;



слоговое пение («ля», «бом» и др.);



хорошо выговаривать согласные в конце слова;



произношение слов шепотом в ритме песни;
9



выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;



настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);



задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;



обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;



использовать элементы дирижирования;



пение без сопровождения;



зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:


выразительный показ (рекомендуется аккапельно);



образные упражнения, вопросы; оценка качества исполнение песни.

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой
интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани
при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется
ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные
в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,
головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу
включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме
того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых
связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его
эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
10

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкальноэстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального
произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующуютехнику
распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что
необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению
организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная
гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие
упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы
пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в
другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку,
стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь
производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы
11

трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые
необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с
твердой атакой звука.
Структура занятия
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать
распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне,
постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10
минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей
редварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к
разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная
разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности
и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 12 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный
образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый
педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию
голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне
и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает
решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно
сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны.
Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею
12

в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но
наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой
практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика
воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются
смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у
третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных
особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки
дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого
дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую
свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий
вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений
следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно
организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию
дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при
голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы
гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться
комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же
время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию
(общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое
вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается
протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать
достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе
дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и
напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка
продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу,
если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать
13

дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3. Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных
зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан
знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного
аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта
раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для
раскрепощения голосового аппарата, освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а»
требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру.
Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует
нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной
громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и»
приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей
вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого
ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует
выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и
быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок
гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе
взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на
последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе
над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во
рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади
гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению
гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость
произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба.
Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений
14

кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г,
к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка.
Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой
вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных
пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и
чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с
необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением),
усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться
постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить
детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с
примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии
голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить
примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с
помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном
вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным,
крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует
избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений
или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое
произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей.
Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей, и подбираются
специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать
детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить
кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные
исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет
качество показа песни самим учителем.
15

8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует
заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью
является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с
обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий
наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над
трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с
помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание
мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному
артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного
начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться
выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение
осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в соответствующем
темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной
предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их
певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться
звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью
пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе
занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально
техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию
сценического образа.
2.2.Вариативные формы организации работы с детьми
Основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ
певческой деятельности детей – занятие.
Форма занятия соответствует доминантному занятию по развитию певческих
навыков классического типа по общепринятой методике музыкального воспитания в ДОУ.
При необходимости, с ребенком проводятся и индивидуальные занятия. Способ
организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
16

видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают
песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция: отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для
самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация
педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений

для

работы

над

певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников. Песни с
хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно
легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении
внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она
должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками
– всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за
себя.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Занятия должны проходить стремительно и эмоционально. Все занятия на всех
этапах должны быть подчинены главной цели: увлечь детей пением, коллективным
17

творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая
атмосфера. Нужно вызвать интерес к разучиваемой песне. Очень важно воспитать у детей
и любовь к самому процессу совместного пения.
В работе используются основные приемы:
Показ с пояснением - пояснения, сопровождающие показ, разъяснение смысла и
содержания песни.
Игровые приемы – используются игрушки, картинки, образные упражнения,
дидактические

игры,

что

повышает

активность,

развивает

сообразительность,

одновременно и развивает музыкальные способности.
Оценка качества исполнения детьми – поощрять детей, вселять уверенность,
осознание и исправление своих ошибок, недостатков. Оценку пению детей дает не только
педагог, но и сами дети оценивают друг друга, выделяя наиболее удавшиеся моменты.
2.3.Взаимодействие с семьей
Взаимодействие с родителями воспитанников направленно на решение следующих
задач:
 повышение педагогической культуры родителей,
 вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
 совместная работа по обмену опытом
 установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
 создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки,
 активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
 единое понимание результата образования и воспитания педагогами и
родителями. Данные задачи определяют основные направления и форм
взаимодействия с родителями:





Индивидуальные консультации,
Информационные листки (памятки для родителей),
Открытые занятия,
Привлечение родителей к подготовке и организации мероприятий
(изготовление и приобретение атрибутики и костюмов для детей.

 Анкетирование родителей.


III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Развивающая предметно – пространственная среда
Наличие оборудованного зала для занятий.
Наличие музыкального инструмента (фортепиано)
Музыкальное сопровождение (наличие аудиозаписей, кассеты, диски)
Наличие сценических костюмов для концертных номеров.

18

3.2.Учебный план
Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья, и исходя из
программных требований, продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Содержание
Восприятие музыки
Артикуляция, выразительная дикция
Освоение техники распределения дыхания
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования
Эмоционально-выразительное исполнение
Итого:
Примерный тематический план.
№

Наименовани

Общее

еразделов и

количество

тем

часов

1.

Певческая установка.
Певческое дыхание.

2.

Музыкальный
звук. Высота звука.

Количеств
озанятий
10
22
10
10
20
72

в том числе
теоретических практических

10

2

8

15

2

13

12

2

10

15

2

13

20

3

17

72

12

60

Работа над
звуковедением и
чистотой
3.

интонирования.
Работа над дикцией и
артикуляцией

4.

Формирование чувства
ансамбля.

5.

Формирование
сценической
культуры. Работа с
фонограммой.

Итого:

3.3. Материально – техническое обеспечение, необходимое для реализации
программы
Материально – техническое обеспечение



Музыкальный зал;
Музыкальные инструменты (фортепиано)



компакт-диски



ноутбук



Музыкальный центр;



Микрофоны (2 шт);
19



Театральные костюмы;



Декорации



Экран



мультимедийный проектор.



Методические, нотные пособия по вокалу



сборники произведений для вокальных ансамблей.

Информационное обеспечение:
1.

Музыкально-дидактические

игры,

упражнения

используются

при

разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
2.

Фланелеграф - при разучивании песен, при обучении игре на детских

музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками.
3.

Мольберт - знакомство с нотами, звуками.

4.

Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.

5.

Пальчиковая

гимнастика

помогает

детям

отдохнуть,

расслабиться,

укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных
инструментах.
6.

Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств

голоса и заболеваний верхних дыхательных путей.
7.

Музыкальные инструменты используются при обучении, при игре на

музыкальных инструментах.
8.

Программы, сценарии концертов.

9.

Сборники песен, попевок.

10.

Музыкальные произведения для разучивания с детьми на музыкальных

инструментах.
11.

Магнитофон, - фонограммы используются на занятиях, развлечениях,

концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
12.

Ноутбук

-

презентации

для

произведениями, с песнями.

20

знакомства

с

новыми

музыкальными

ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективно- календарный план работы
Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области художественно-эстетического
развития, раздел «Музыка».
Сентябрь
Содержание работы

Задачи

1.Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

2. Артикуляционная

Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм,

гимнастика по
системеВ.
Емельянова.

пению. Способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании

3. Интонационно

трезвучий, удерживать интонации на

-фонетические

повторяющихся звуках. Выравнивание

упражнения.

гласных и согласных звуков.

Музыкальны
й материал
Упражнения:
1. «В гости».
2.«Здравствуйте
». М.
Картушина.
Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый
язычок».

Формировать звучание голоса ближе к
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в

фальцетному.
Следить за правильной
певческой артикуляцией.

разной
последовательности.
Игра со звуком:

4.Скороговорк

Упражнять детей чётко проговаривать

и.

текст, включая в работу

Чистоговорки.

артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией (удивление,
повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с

«Самолет».

1. Няня мылом

мылаМилу…»
2. «Сорок сорок

ели сырок…»

ускорением и замедлением, не

3. «Шла Саша…»
4. Знакомы

повышая голоса),

й материал.

интонацией (обыгрывать образ и
5 Упражнения

показывать действия). Петь на одном

дляраспевания.

звуке. (Далее
21

задачи те же).
Расширять диапазон детского голоса,
точно попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и
скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно
попадать в тонику.

22

6. Пение.

1. Продолжать побуждать детей петь

естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между
музыкальными фразами и перед
началомпения;
2. Петь выразительно, передавая

1. «Фокус-покус».
2. «Чудо-лесенка».
3. «Храбры

й
портняжка»
А.Евтодьево
й

динамикуне только куплета к куплету,
но и по
музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно

«Грибочки» муз. и
сл. И. Горбиной

передавать ритмический рисунок,

«Ябеда-

делать логические (смысловые)

корябеда»

ударения в соответствии с текстом

Б.Савельева

песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,

Количество занятий - 7
Октябрь
Содержание работы

напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.
Задачи

1.

Освоение пространства, установление

Музыкальны
й материал
«Приветствие

Коммуникативная

контактов, психологическая

»Модель И.

игра-приветствие.

настройка на работу.

Евдокимовой.
«Здравствуйте

2.Артикуляционная

Развивать певческий голос,

гимнастика по

способствовать правильному

системеВ.

звукообразованию, охране и

Емельянова.

укреплению здоровья детей.

»Картушина.
1. «Прогулка

» (Занятиеигра).
2. «Паровоз» -

3.Интонационно

Упражнять в точном интонировании

Короткий вдох,

-фонетические

трезвучий, удерживать интонации

долгий выдох;

упражнения.

на повторяющихся звуках.

«Машина»-

Выравнивание гласных и согласных

вибрация губ.

звуков. Следить за правильной

«Самолёт»- на звук

певческой артикуляцией.

23

Упражнять детей чётко проговаривать

«У» (протяжно, на

текст, включая в работу

цепном дыхании,

артикуляционный аппарат;

повышая и понижая

4.Скороговорк

Проговаривать с разной

голос)

и.

интонацией (удивление,

Чистоговорки.

повествование, вопрос,

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в

восклицание), темпом (с

разной

ускорением и замедлением, не

последовательности.

повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее

1. «Говорил

задачи те же).

попугай попугаю».

Упражнять

детей

интонировании
скачкообразного

в

чистом

поступенного

и

движения мелодии

вверх и вниз.

2. «Тигры».
3. «Вёз

корабль
карамель».

Побуждать детей петь естественным

4. «Кит-рыба».
1. «Котенок

голосом, без напряжения, правильно

и бабочка»

5. Упражнения

брать дыхание между музыкальными

дляраспевания.

фразами и перед началом пения;

2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька

Побуждать детей исполнять песни
лёгкимзвуком в подвижном темпе и
напевно в

24

и Медведь»
А.Евтодьевой

6. Песни.

умеренном;
Петь естественным звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения в
музыкальных фразах, отчётливо

«Плакала березка»,
муз. и сл. И.Осокиной
«Белые
кораблики» муз. и
сл. К.Костина

пропевать гласные и согласные в
словах.

Количество занятий - 9
Ноябрь
Содержание работы
1. Игра-приветствие.

2.Артикуляционная

гимнастика по
системеВ.
Емельянова.

Побуждать детей исполнять песни а
капелла.
Задачи
Психологическая настройка на

Музыкальны
й материал
Упражнения: 1.

занятиеПодготовка голосового

«В гости».

аппарата к

2. «Здравствуйте

дыхательным, звуковым играм,

». М.

пению. Способствовать правильному

Картушина.

звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.

Упражнения:
3. «Обезьянки».
4. «Весёлый

Упражнять в точном интонировании

язычок». Пропевание

трезвучий, удерживать интонации на

гласных

повторяющихся звуках. Выравнивание

«А-О-У-И-Э» в

гласных и согласных звуков.

разной

Формировать звучание голоса ближе к

последовательности.

4.Скороговорк

фальцетному.

Игра со звуком:

и.

Следить за правильной

«Волшебна

Чистоговорки.

певческой артикуляцией.

я

Упражнять детей чётко проговаривать

коробочка»

текст, включая в работу

.

3.Интонационно

-фонетические
упражнения.

артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной
интонацией (удивление,
повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не
25

5. Няня мылом

мылаМилу…»
6. «Сорок сорок

ели сырок…»
7. «Шла Саша…»
8. Знакомы

й материал.

повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее
5 Упражнения
дляраспевания.

6. Пение.

задачи те же).
Расширять диапазон детского голоса,
Слышать и передавать поступенное и

4. «Фокус-покус».
5. «Чудо-лесенка».
6. «Храбры

скачкообразное движение мелодии.

й

Самостоятельно

портняжка»

попадать в тонику.

А.Евтодьево

естественным голосом, без

й

напряжения, правильно брать

«Капризная

дыхание между

песенка» муз. и сл.

музыкальными фразами и перед

И. Горбиной

началомпения;

«Ябеда-

2. Петь выразительно, передавая

корябеда»

динамикуне только куплета к куплету,

Б.Савельева

точно попадать на первый звук.

1. Продолжать побуждать детей петь

но и по
музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно

передавать ритмический рисунок,
делать логические (смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,

Количество занятий - 8
Декабрь
Содержание работы

напевно,
широко, с музыкальным
сопровождением и без него.

Задачи

Музыкальный

26

материал
1. Коммуникативна

яигра-приветствие.
2.Артикуляционная

гимнастика по
системеВ.
Емельянова.

Освоение пространства, установление

1. «Приветствие

настройка на работу.

»Модель И.
Евдокимовой.
2. «Здравствуйт

Развивать певческий голос,

е»Картушина.

способствовать правильному

«Лошадка» -

звукообразованию, охране и

прищёлкивани

укреплению здоровья детей.

е, язычок;

Подготовить речевой аппарат к работе

«Паровоз» -

над развитием голоса.

Короткий вдох,

контактов, психологическая

долгий выдох;
«Машина»3.Интонационно

вибрация губ.

-фонетические
упражнения.

«Самолёт»- на звук

Упражнять детей «рисовать»

«У» (протяжно, на

голосом, изображать звуковой

цепном дыхании,

кластер;

повышая и понижая

Побуждать детей соотносить своё
пение споказом рук, добиваясь при

4.Скороговорки, стихи.

голос).

этом

Пропевание гласных

осмысленного, эстетичного,

«А-О-У-И-Э» в

выразительного и разнообразного

разной

музыкального действия.

последовательности

Использовать карточки для работы

Игра голосом:

руками по извлечению звука.

«Звуки Вселенной»

Упражнять детей чётко проговаривать

Модель Т. Боровик.

текст,

(Восход и заход
солнца; парад

включая

артикуляционный

в

работу

аппарат; Развивать

образное мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.
5 Упражнения

Побуждать детей использовать

дляраспевания.

различные

планет - унисон).
«По волнам»,
«Качели»,
«По кочкам».
Проговаривание

эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково,
удивлённо и.т.д.

текстапесен,
попевок.
«Уточка»,

27

Закреплять у детей умение чисто
интонировать при поступенном

«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

движении мелодии, удерживать
интонацию на одном повторяющемся
звуке; точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче
6. Пение.

ритмического рисунка мелодии
хлопками во время пения.
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Побуждать детей петь в унисон, а

«Храбрый
портняжка»,
«Золушка и
сестры»
А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый репертуар.

капелла. Отрабатывать перенос

«Дед Мороз-

согласных, тянуть звук как ниточку.

художник» муз. и

Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без

сл. Л.Еремеевой

напряжения, плавно, напевно.

«Веселый Дед
Мороз»муз. и сл.
А.Варламова

Развивать у детей умение петь
под фонограмму.
Формировать сценическую
культуру(культуру речи и
движения).
Количество занятий - 9
Январь
Содержание работы

Задачи

1. Коммуникативна

Освоение пространства, установление

яигра-приветствие.
2.Артикуляционная

контактов, психологическая
настройка на работу.
Подготовить речевой аппарат к

28

Музыкальны
й материал
«Приветствие
»Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»

гимнастика по

дыхательным и звуковым играм.

Картушина.

системеВ.

Развивать дикцию и артикуляцию.

Работа с

Емельянова.

губами:
(покусать

3.Интонационно
-фонопедические
упражнения.

Побуждать детей ощущать и передавать
интонацию в пении упражнений.
Упражнять детей «рисовать» голосом,
пропевать ультразвук. Побуждать детей
соотносить
своё пение с показом рук, добиваясь
при этом осмысленного, эстетичного,
выразительного и разнообразного

Скороговорк
и.Стихи.

«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й
– а...)

текст,

«Скулит щенок» (Ии-и)
«Пищит

включая

в

работу

артикуляционный аппарат. Формировать

грустно, радостно, ласково, удивлённо

Пение

обиделся»,

ворона»(Кар).

различныеэмоциональные выражения:

6.

Упр. «Я

Упражнять детей чётко проговаривать

Побуждать детей использовать

дляраспевания.

нижнюю губу).

извлечению звука.

слуховое восприятие.

5. Упражнения

верхнюю и

«Крик в лесу» (А –
у).
«Крик чайки» (А!
А!).
«Кричит

музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по

4.

зубами

больной
котёнок» (Мяу
жалобно).

Продолжать работу над развитием

«Король на

голосадетей.

коронукопейку

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания копил».
каждого интервала

Чтение текста

1. Продолжать побуждать детей петь

песен. Знакомый

естественным голосом, без
напряжения, правильно брать

репертуар.
1. «Волк и

дыхание между

красная

музыкальными фразами и перед

шапочка»

началомпения;

2. «По

2. Совершенствовать умение

щучьему

вовремя начинать пение после

веленью»

музыкального

А.Евтодьевой
29

вступления, точно попадая на первый
звук;
4. Чисто интонировать в

«Дело было в январе»

заданном диапазоне;

В.Шаинского

5. Закреплять навыки хорового и

Повторение знакомых

индивидуального пения с

песен

музыкальнымсопровождением и без
него.
6. Совершенствовать

исполнительское мастерство.
7. Побуждать детей работать с

Количество занятий - 7
Февраль
Содержание работы
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

микрофоном.

Задачи
Освоение пространства, установление
контактов, психологическая
настройка на работу.

2.Артикуляционная

Развивать певческий голос,

гимнастика по

способствовать правильному

системеВ.

звукообразованию, охране и

Емельянова.

укреплению здоровья детей.

3.Интонационно
-фонопедические

Упражнять детей выполнять
голосом глиссандо снизу вверх и
сверху вниз с

30

Музыкальны
й материал
«Приветствие
»Модель И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте
»Картушина.
1. «Прогулка

» (Занятиеигра).
2. «Паровоз» -

Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»- вибрация

упражнения.

4.Скороговорк
и.
Чистоговорки.

показом движения рукой.

губ. «Самолёт»- на

Исполнять в среднем и низком

звук «У»

регистрах.

(протяжно, на

Упражнять детей долго тянуть звук –

цепном дыхании,

У - меняя при этом силу звучания.

повышая и

Развивать ритмический слух.

понижая

Упражнять детей чётко проговаривать

голос)

текст, включая в работу
артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной

Картушиной.
«Мороз» (по

повествование, вопрос,

методу

восклицание), темпом (с

Емельянова)

5. Упражнения

повышая голоса),

дляраспевания.

интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия).

«Вёз корабль
камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»

Упражнять детей во взятии
глубокого дыхания. Развивать

1. «Три

артикуляцию, прикрытый звук.

медведя»

1. Уточнить умение детей вовремя

А.Евтодьевой

вступать после музыкального

Знакомые распевки.

вступления, точно попадая на первый

1. «Песенка про

звук;

папу»В.Шаинского

2.Чисто интонировать в заданном

2.

диапазоне. 3.Совершенствовать умение

»

детей петь с

И.Ростовцев

динамическими оттенками, не форсируя

а

звук при усилении звучания.
4. Развивать вокальный слух,

исполнительское мастерство,
навыки эмоциональной
выразительности.
5.Побуждать детей работать с

Количество занятий - 7

«Самолёт летит» М.

интонацией (удивление,

ускорением и замедлением, не

6. Песни.

«Самолёты»,

микрофоном.

31

«Модницы

Март
Содержание работы

Задачи

1. Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

2.

Артикуляционна

я гимнастика по
системеВ.
Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм,

Интонаци

оннофонопедические
упражнения.

«В гости».
«Здравствуйте

пению. Способствовать правильному

». Картушина.

звукообразованию, охране и

звука рукой Следить за правильной

Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Знакомый репертуар.
«Лягушка и
кукушка»Игры со
звуком:
«Волшебна

певческой

я

артикуляцией.

коробочка»

укреплению здоровья детей.
Формировать звучание голоса в

3.

Музыкальны
й материал
Упражнение:

разных регистрах, показывая высоту

,
4.Чистоговорк
и.

Упражнять детей чётко проговаривать

«Волшебны

текст, включая в работу

е

артикуляционный аппарат;

предметы».

Проговаривать с разной

«Няня мылом

интонацией (удивление,

мылаМилу…»

повествование, вопрос,

«Сорок сорок

восклицание), темпом (с

ели сырок…»

ускорением и замедлением, не

«Шла Саша…»

повышая голоса),

Знакомый материал.

интонацией (обыгрывать образ и
5. Упражнения
дляраспевания.

показывать действия). Петь на одном
звуке.
Расширять диапазон детского голоса.
Упражнять детей точно попадать на
первый звук. Самостоятельно попадать в
тонику.
Развивать «цепное» дыхание, уметь

32

1. «Теремок»
Л.Олифирово
й

интонировать на одном звуке.

2. «Вот такая

Упражнять связывать звуки в

чепуха»

«легато». Побуждать детей к

И.Рыбкиной

активной вокальной деятельности.
6. Пение.

Закреплять умение петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки, используя
движения рук. Отрабатывать перенос
согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без

«Мамочка
моя»
А.Ермолаева»

напряжения, плавно, напевно.

«Пешки-ложки» Ю.

Продолжать развивать умение у детей

Турнянского

петь под фонограмму и с микрофоном.

Количество занятий - 9
Апрель
Содержание работы

Формировать сценическую
культуру(культуру речи и
движения).
Задачи

1. Коммуникативна

Освоение пространства, установление

Музыкальны
й материал
1. «Приветствие

яигра-приветствие.

контактов, психологическая

»Модель И.

настройка на работу.

Евдокимовой.
2. «Здравствуйт

2.Артикуляционная

Развивать певческий голос,

гимнастика по

способствовать правильному

системе

звукообразованию, охране и

В. Емельянова.

укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.

е»Картушина.

«Лошадка» прищёлкивани
е, язычок;
«Паровоз» короткий вдох,

3. Интонационно

-фонетические
упражнения.

4. Скороговорки, стихи.

долгий выдох;
Формировать более прочный навык

«Машина»-

дыхания, укреплять дыхательные мышцы, вибрация губ.
способствовать появлению ощущения
«Самолёт»- на звук
опорына дыхании, тренировать

«У» (протяжно, на

артикуляционный аппарат.

цепном дыхании,

33

Упражнять детей чётко проговаривать

повышая и понижая

текст,

голос).

включая

артикуляционный

в

работу

аппарат; Развивать

образное мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.
Формировать слуховое восприятие.
Побуждать детей использовать
различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно,
ласково, удивлённо и.т.д.
Добиваться более лёгкого

Проговаривание
текстапесен,
попевок.

голоса.

«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый
репертуар.

Удерживать интонацию на одном

«Я хороший»,

повторяющемся звуке; точно

«Да и нет»

5. Упражнения

интонировать интервалы. Упражнять в

В.Н.Петрушин

дляраспевания.

точной передаче ритмического рисунка

а.

мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус,

1. «Стрекоза и рыбка»
2. «Кот и

настроение детей, уметь

петух»

раскрепощаться.

А.Евтодьевой

звучания; развивать подвижность

6. Пение.

Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без
напряжения, правильно брать
дыхание между

34

1.
«Лошадка»
(нар.песня)

музыкальными фразами, и перед

2. «Что такое семья?»

началомпения.

Е.Гомоновой

Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
Закреплять навыки хорового и
индивидуального выразительного
пения. Формировать сценическую
культуру.

Количество занятий - 8
Май
Содержание работы

Продолжать побуждать детей
работать смикрофоном.
Задачи

1. Коммуникативна

Освоение пространства, установление

Музыкальны
й материал
1. «Приветствие

яигра-приветствие.

контактов, психологическая

»Модель И.

настройка на работу.

Евдокимовой.
2. «Здравствуйт

2.Артикуляционная

Закреплять работу по развитию

гимнастика по

певческого голоса, способствовать

системеВ.

правильному звукообразованию, охране и

Емельянова.

укреплению здоровья детей. Подготовить

3.Интонационно
-фонетические
упражнения.

е»Картушина.
«Прогулка»
М. Лазарев.

речевой
аппарат к работе над развитием
голоса. Закреплять умение

Голосовая разминка:
«Весна»,
Модель Т.Боровик

выстраивать голосом звуковую
линию;
Закреплять умение детей соотносить
своё пение с показом рук, добиваясь при
4.Скороговорки, стихи.

этом осмысленного, эстетичного,

Проговаривание

выразительного и разнообразного

текстапесен,

музыкального действия.

попевок.

Использовать карточки для работы

Знакомый репертуар.

руками по извлечению звука.
Закреплять умение детей чётко
5.Упражнения

проговаривать текст, включая в

дляраспевания.

35

«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый репертуар.

работуартикуляционный аппарат;
6. Пение.

Развивать образное мышление,

1. «Любимый

мимику,

детский сад»

эмоциональную отзывчивость..
Использовать различные

К.Костина

эмоциональныевыражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, эмоциональное благополучие,
уметь раскрепощаться. Закреплять
вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
1.
Петь естественным звуком
безнапряжения;
2.

Чисто интонировать в
удобномдиапазоне;

3.

Петь а капелла, под

аккомпанемент, под фонограмму;
4.

Слышать и оценивать

правильное и неправильное пение;
5.

Самостоятельно попадать в тонику;

6.

Самостоятельно
использовать навыки
исполнительского
мастерства,

Количество занятий - 8

сценической культуры.

Планирование работы вокально-хоровой студии на год обучения.

36

«В самый первый
раз»Н.Разуваевой.

Первое полугодие.
№
1
2

3

Тема занятия
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы.
Навыки
пения сидя и стоя.
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения.
Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры
дыхания перед началом пения в
зависимости перед характером исполняемого произведения:
медленное,
быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и

Кол-во занятий
2
3

7

чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика
и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы
их формирования в
4

различных регистрах (головное звучание).
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности
артикуляционных органов, которые определяют качество

6

произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции
(умение открывать рот,

5

правильное положение губ, освобождение от зажатости и
напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во
рту).
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона

4

(чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней
лада) устойчивое
интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с
помощью
аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем
темпе.
Пение под фонограмму - заключительный этап работы.
Формировать удетей культуру поведения на сцене.
Второе полугодие года обучения.
6

№
1

10

Тема занятия
Кол-во занятий
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные 5
приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях,
более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры,
знакомство с навыками
«цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце
произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на
«цепном» дыхании).

37

2

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон

8

легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне
детского голоса, умением использовать головной и грудной
регистры.
3

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями

6

произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять,
стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и
чёткое
4

выговаривание согласных
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической
устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших
длительностей
(четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:

11

интонирование произведений в различных видах мажора и
минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных
темпах с болеесложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,
пунктирный ритм).

5

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение
несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

10

Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей
детей, их умения
согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над
выразительным исполнением песни и созданием сценического
образа.
Всего 72 занятия
Примерный репертуар
Песня «Горошина» В.Карасевой. Песня «Осень золотая» Т.Барбакуц.
Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
Русская народная песня «Из-за леса ясный сокол вылетает»
«Песня о маме» А.Филлипенко Песня «Детство» П.Ледоницкого. Песня «Жар-птица»
Л.Москалевой
Песня «Хрустальный башмачок» Ю.Верижникова. Русская народная песня «Рождество
Христово».
Песня «Зимняя сказка» С.Крылова. Песня «Солдаты России» В.Петрова. Песня «Озорная».
Ю.Верижникова. Песня «Мир вам, люди» Б.Савельева
Песня «Победа остается молодой». Ю. Помельников.
38

Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова Песня «Лесной марш» Ю.Чичкова.
Песня «Разноцветная осень» Т. Морозовой Песня «Наши мамы» Т. Морозовой
Песня «Мама – Лучший друг» Д. Трубачева Песня «Буратино» Е. Зарицкой
Песня «Новогодняя сказка» С. Суэтова
«Рождественская песня» П. Синявского Песня «Новый год» Ю. Верижникова
Песня «Новогодняя кадриль» А. Филиппенко Песня «Белый снег» Г. Пономоренко
Песня «Будущий солдат» Д. Трубачев Песня «Три желания» Е. Зарицкой
Песня «Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова Песня «Ветераны» Д. Трубачев
Песня «Салют» М. Протасова
Песня «Росиночка – Россия» А. Филиппенко Песня «Золотая Россия» Е. Цыброва
Подготовка и проведение творческого отчетного конце

39

Список используемой литературы
1. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение».
2. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб.,
«Композитор» 2005 г.
3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., Издательство
«Скрипторий 2003», 2010
4. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного
возраста «Камертон»., Линка-пресс, 2008
5. Меньших И., С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей
дошкольного возраста, - Ростов – на - Дону: Феликс, 2007.
6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палиашвили М.Л. «Музыкальное воспитание
дошкольников» М.., 1994 г.
7. Тарасова К.В., Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста:
методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, - М., центр
«Гармония», 2002.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».