Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 225
620057 г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев,49 а
Телефон:8 (343) 331-72-22 (27), e-mail: mbdou225@yandex.ru
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 30 августа 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ – детский сад № 225
__________________Антропова Н.Г.
Приказ № 66 от 30 августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ЛОГОРИТМИКА»
возраст обучающихся 5-7 лет
(срок реализации - 2 года)
г.Екатеринбург
2024.
1
Краткая аннотация
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные
движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма
активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и
коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация
человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается
речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика.
Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.
Возраст обучающихся: 5-7лет, срок освоения программы - 2 года.
Программа разработана с целью положительной перестройки сердечнососудистой,
дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также
воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.№273 - ФЗ,
с учётом СанПиН 2.4.1.3049-13, уставом МБДОУ – детский сад № 225, Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 "О направлении
информации"
2
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ................................................................................................................................... 3
Введение ............................................................................................................................................... 4
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.................................................................................................................... 5
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................. 5
1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программыПринципы построения
программы: ........................................................................................................................................... 6
1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста ............................................................ 7
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы ....................................................... 10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................ 11
2.1.Характеристика разделов программы ....................................................................................... 11
2.2.Вариативные формы организации работы с детьми ................................................................ 13
2.3.Взаимодействие с семьей............................................................................................................ 13
ΙII. Организационный раздел........................................................................................................ 13
3.1.Развивающая предметно-пространственная среда ................................................................... 13
3.2. Технические средства для подготовки и проведения занятий................................................ 14
3.3.Учебный план .............................................................................................................................. 14
3.4.Материально-техническое обеспечение .................................................................................... 21
Список литературы ......................................................................................................................... 22
3
Введение
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного
возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом
становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты
звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников
к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении
письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов
звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Логоритмическое занятие - является сочетанием пения, движения и речи.
Следовательно, такое занятие позволяет закрепить правильное звукопроизношение и
звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе.
4
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по логоритмике с детьми 5-7 лет
разработана в соответствии с нормативными документами.
Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания.
Основополагающий принцип проведения логоритмики – это взаимосвязь речи,
музыки и движения. Именно музыка является её организующим и руководящим началом.
Актуальность программы
Программа рассчитана для детей с речевыми нарушениями, и направлена на развитие
речи детей и корректирование их речевых нарушений. Программа содержит теоретически
обоснованные и апробированные методики для работы с детьми с особыми потребностями.
Методики имеют инновационный характер, их использование на практике позволяет
гибко, с учётом особенностей развития ребёнка и специфики образовательного учреждения,
осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию. Методами
логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются общие речевые навыки
такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально–
дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические голосовые упражнения.
Знания усваиваются детьми быстрее, так как их сопровождается разнообразными
движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памятислуховую, двигательную и зрительную.
Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям.
-Первое
направление
предусматривает
развитие
неречевых
процессов:
совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов памяти.
- Второе направление логоритмической работы - развитие речи детей и
корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания,
голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие
артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание
правильного звукопроизношения и формирование фонематического
Все виды логоритмических игр и упражнений, проводятся в сочетании с ритмической
основой. Это может быть музыка, счёт или стихотворное сопровождение.
Цель программы: Коррекция речевых нарушений.
Задачи программы:
*обучающие задачи
1.Расширять словарный запас ребёнка.
2 Способствовать формированию чёткой, ясной и выразительной речи.
3.Развивать музыкальные способности.
4.Способствовать улучшению качества пения.
5 Способствовать формированию творческой активности.
*развивающие задачи
1. Развивать речь, артикуляционную и мимическую моторику;
2. Развивать общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве;
3 Развивать чувство темпа, ритма, певческих способностей;
4 Развивать мелкую моторику пальцев рук
5 Формировать фонематический слух, певческое дыхание;
6 Активизировать все виды внимания и памяти;
7 Развивать эмоциональную сферу ребёнка, его творческую активность.
8.Развивать воображение и образное мышление;
*воспитательные задачи (качества
личности)
1 Воспитывать любовь и интерес к музыке.
2.Обогащать внутренний духовный мир ребёнка.
5
3 Воспитывать музыкальный вкус, оценочное отношение к собственному исполнению.
4 Воспитывать выдержку, быстроту реакции, волевые качества ребёнка, умение
взаимодействовать в коллективе.
Программа содержит теоретически обоснованные и апробированные методики для
работы с детьми с особыми потребностями. Методики имеют инновационный характер, их
использование на практике позволяет гибко, с учётом особенностей развития ребёнка и
специфики образовательного учреждения, осуществлять личностно – ориентированный подход к
обучению и воспитанию.
1.2.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Принципы построения программы:
Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных
мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и
технологиями.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. НОД по
логоритмике планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем,
логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход НОД
здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками
детского сада.
Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения
порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической
системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского
языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие
периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых
единиц в норме.
Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над
одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же
фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью
подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта
взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно
произносимых звуков.
Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в
развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное
решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения
задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание
должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции.
Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные
звукосочетания, много гласных звуков.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
6
Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и
возрастные особенности.
Принцип результативности. Получение положительного результата развития и
коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
В основу программы положены ведущие подходы:
Системный подход. Сущность которого, заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в
системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со старшими
дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и
творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации
детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию
деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке
результатов деятельности.
Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее
сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее
отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что
требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой
как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры,
но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов
культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, вопервых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления,
указывающие на системное нарушение речевой деятельности.
Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова
проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически
оформлена.
Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при
относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.
Речь малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с
возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к
своему
дефекту. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на
формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей
снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные
инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая
активность припоминания может
7
сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными
предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети
отстают в развитии словесно- логического мышления, без специального обучения с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присущи и отставание в развитии
двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений,
неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости
выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной
инструкции.
Дети с ОНР испытывают затруднения в воспроизведении двигательного задания по
пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов
действия,
опускают части(например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с
небольшого
расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой
ноге ритмические движения под музыку).
Кроме того, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки,
недоразвитие мелкой моторики. Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется
тяжестью первичного дефекта и его формой. Несмотря на значительное расширение лексики,
ребенок еще далек от
свободного пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и
слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда
удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок
вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются
неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между,
используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное
согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное
образование формы
родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев»
вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят
часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой
разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. На шестом году жизни ребенка
мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно
произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только
заканчивается
правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной
громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В
повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах
их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз.
Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного
фильма, прочитанной
сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать
свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с
соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все 6-8 летние дети
владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении
8
звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одноударное, звуки ш, ж
— боковые, с, з — межзубные и т.д.
Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие
звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз,
включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается
ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка).
Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Не все дети
имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко различают
звонкие и глухие согласные, например, при выделении слога или слова со звуком с из
группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш).
Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и
ц, щ и, ч, ц и ч.
Произношение шести-семи летних детей отличается от речи взрослых из-за
нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии
систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими
трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений
становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют
устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога
искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет
каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами:
звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому
человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают
эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника.
Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего
дошкольника
интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы
настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого
возраста
позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию.
Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных
жанров, форм, композиторских интонаций.
Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в
младшем и среднем возрасте эмоционально- практический опыт общения музыкой.
Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка.
Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не
только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений.
Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы
произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают
развиваться
музыкально-сенсорные способности.
Дети могут различать выразительные отношения музыкальных
звуков,
активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное
музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка
сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности
пения:
голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы,
налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и
9
отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у
большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким,
поскольку продолжается формирование вокальных связок.
1.4.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
5-6 лет готов и способен:
овладеть знаниями по лексическим темам;
выполняет движения в соответствии со словами;
овладеть правильным речевым и физиологическим дыханием;
правильно выполняет артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцирует
парные согласные звуки;
выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и
пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и
расслабление мышц тела;
ориентируется в пространстве, двигается в заданном направлении;
овладеть слуховым, зрительным, двигательным вниманием, памятью
быть любознательным, активным, отзывчивым (внимательно слушать музыку, активно
отвечать на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, петь, танцевать,
играть на музыкальных инструментах, сочинять мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения);
показать улучшение результатов диагностик развития;
управляет своим поведением, бережно относится к природе, животным.
6-8 лет готов и способен
следить за правильностью дыхания при выполнении двигательных, музыкальных и
речевых упражнений;
следить за интонационной выразительностью речи;
правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать
парные согласные звуки, чётко произносить поставленные звуки;
выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и
пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и
расслабление мышц тела;
ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
овладеть слуховым, зрительным, двигательным вниманием, памятью;
согласовывать движения с музыкой в быстром, умеренном и медленном
темпе, воспринимать перемену темпа и двигаться в соответствии с характером, динамикой
и звуковысотностью музыкального сопровождения;
ходить и бегать в колонне по одному и парами, змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя
во время движения несложные задания;
ориентироваться в пространстве, уступать друг другу дорогу, воспитывать навыки
выдержки и поочерёдности движений.
10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Характеристика разделов программы
При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры,
речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического
восприятия;
формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и
отработку правильного физиологического и речевого дыхания
развитие артикуляционной и лицевой моторики
– упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
развитие общей моторики
– динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих
двигательных и координаторных функций
развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или
использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой
пальцевой моторики.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в
пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию
мышечного тонуса
Артикуляционные
упражнения
Дыхательная гимнастика
Развивает умение ходить по кругу выполняя
несложные
двигательные упражнения, ориентируясь в
пространстве зала
Развивают умение расслаблять и напрягать
группы мышц.
Благодаря этим упражнениям дети лучше
владеют своим
телом, их движения становятся точными и
ловкими.
Подготавливают артикуляционный
Аппарат ребенка к постановке звуков (это
задача логопеда). Четкие ощущения от
органов артикуляционного аппарата – основа
для овладения навыком письма.
Работа над артикуляцией позволяет
Уточнить правильное звукопроизношение,
развивает
подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
мышцы глотки.
Корректирует нарушения речевого
дыхания, помогает выработать
диафрагмальное дыхание, а
продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. На логоритмических
занятиях совместно с логопедом ОУ и по
рекомендации врача-педиатра используются:
упражнения на развитие диафрагмальнобрюшного дыхания,
выработка продолжительного речевого
выдоха,
тренировка согласованной работы
дыхательной, голосовой и артикуляционной
систем.
11
Фонопедические и оздоровительные
упражнения для горла
Упражнения на развитие внимания и памяти
Чистоговорки
Речевые игры (ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со
звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием
на детских музыкальных инструментах,
театральные этюды, игры-диалоги, русские
народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки)
Ритмические игры
Пение песен и вокализов
Пальчиковые игры и сказки.
Элементарное музицирование на детских
музыкальных инструментах
Театральные этюды
Коммуникативные игры
Развивают основные качества голоса – силу и
высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Развивают все виды памяти: зрительную,
слуховую, моторную. Активизируют
внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.
Автоматизируют звуки, тренируют язык
выполнять правильные движения,
отрабатывают четкое, ритмичное
произношение фонем и слогов. У детей
развивают фонематический слух и слуховое
внимание.
Способствуют быстрому запоминанию игры
и облегчает выполнение логоритмических
задач.
Развивают чувство ритма, темпа, метра
(акцентуации сильной доли такта), что
позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Развивают память, внимание, мышление,
эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух;
укрепляют голосовой аппарат ребенка,
способствует автоматизации гласных звуков,
коррекции голоса, артикуляции, дыхания.
Способствуют развитию мелкой моторики
пальцев рук, скорейшему речевому
развитию.
Развивают мелкую моторику, чувство ритма,
метра, темпа, улучшает внимание, память, а
также остальные психические процессы,
сопровождающие исполнение музыкального
произведения.
Мимические и пантомимические этюды
развивают мимическую и артикуляционную
моторику (подвижность губ и щек),
пластичность и выразительность движений
детей, их творческую фантазию и
воображение. Это укрепляет в детях
чувство уверенности в себе, возможность
точнее управлять своим телом, выразительно
передавать в движении настроение и образ,
обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
Формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют
углублению осознания сферы общения;
обучают умению сотрудничать.
12
Подвижные игры, хороводы, физминутки
Тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память,
быстроту реакции на смену движений. Эти
игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, приучают
детей выполнять правила игры.
2.2.Вариативные формы организации работы с детьми
Классические занятия (обычные) – по схеме: вводно-подготовительная часть,
основная, заключительная части.
Занятие тренировочного типа, которые направлены на развитие двигательных
функциональных возможностей детей. Тренировочные занятия включают многообразие
движений и комплекс общеразвивающих упражнений с использованием тренажеров
простого и сложного устройства. В занятие данного типа могут входить упражнения на
спортивных комплексах, где дети выполняют такие движения, как лазанье по канату, шесту,
веревочной лестнице и др.
Игровые занятия включают в себя набор подвижных игр большой, средней и малой
интенсивности. Естественная форма передачи детям необходимого объема и умений в
области физической культуры.
Тематические занятия, которые направлены на обучение дошкольников элементам
спортивных игр и упражнений.
2.3.Взаимодействие с семьей
Посещение родителями открытых занятий – в начале, в середине и в конце года.
Оформление информационных стендов для родителей, подготовка материалов для
заучивания текстов дома.
Взаимодействие с семьями воспитанников способствует повышению эффективности
коррекционной работы. Из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными
участниками музыкально-педагогического процесса, становятся более компетентными в
вопросах развития детей дошкольного возраста.
ΙII. Организационный раздел
3.1.Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда групп ДОУ организована таким образом,
чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые
помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде,
т. к. среда должна быть :
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной,
- безопасной.
В качестве помещения для занятий по логопедической ритмике используется физкультурный
13
зал дошкольного учреждения.
3.2. Технические средства для подготовки и проведения занятий.
видео - аудио, CD- проигрыватели
детские музыкальные инструменты
шумовые игрушки
·
массажные и резиновые разноцветные мячики
·
природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки различной фактуры,
орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки), мягкие, резиновые игрушки
Картинный материал по лексической теме
Мячи
Су-джок
Обручи
Стулья
3.3.Учебный план
Программа рассчитана на проведение занятий в каждой возрастной группе два раза в
неделю.
в старших группах (6ый год жизни) каждое занятие по 25 минут;
в подготовительной к школе группе (7ый год жизни) каждое занятие по 30 минут.
Календарный учебный график для детей старшей группы
1. «Покачайпередай».
CD
«Весёлая
логоритмика.
Е.Железнова»
«Вместе с
нами»
CD «Аэробика.
Е.Железнова»
2. «Ходим, ходим,
стоп».
CD Весёлая
логоритмика»
Е.Железнова
3. «Ходим, ходим,
стоп».CD
Весёлаялогорит
мика»Е.Железн
ова.«Грибок» CD
«Ах, вы,
сени!».
Сентябрь
подгруппо
вое
2
Игрушки.
Игры.
Актовыйзал
Ознакомите
льная
беседа.
подгруппо
вое
2
Ягоды.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Грибы.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
14
4. «Мой зонтик».
CDПальчиковые
песенки-игры
«Пять весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Осень
наступила»,
«Скворушка»,
«Осень
спросим»
CD
«Здравствуй,
осень золотая»
5. «Осень
наступила»,
«Урожай».
CD
«Здравствуй,
осень золотая»
«Пугало»
CD «Аэробика.
Е.Железнова»
6. «Пугало»
«Лимпопо». CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
7. «Осень
наступила»,
«Скворушка»,
«Урожай»,
«Осень
спросим».
CD
«Здравствуй,
осень золотая»
8
.
«В
гнёздышке», «В
лесу»,
«Пять поросят».
CDПальчиковы е
песенки-игры
«Пять весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Лошадка»
CD «Ах, вы,
сени!».
октябрь
подгруппо
вое
2
Осень.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Овощи.
Актовый
зал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Фрукты.
Актовый
зал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Деревья.
Актовый
зал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Осень.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
15
9
.
1
0
.
1
1
.
«Медвежата»,
ноябрь
«Охотник и
заяц», «У
жирафов»,
«Зайка».
CD «Аэробика.
Е.Железнова».
«Десять
зайцев»,
«Мишка».
CDПальчиковые
песенки-игры
«Пять весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Осень
наступила»,
«Скворушка»,
«Урожай»,
«Осень
спросим».
CD
«Здравствуй,
осень золотая»
«Журавли». CD
Весёлая
логоритмика»
Е.Железнова
«Две курицы»,
«Пять утят».
CDПальчиковые
песенки-игры
«Пять весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Петушок»
(прибаутка),
«Белые гуси»,
«Курочка».
CD «Ах, вы,
сени!».
12. «Утята» CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Червяки»
CDПальчиков
ые песенкиигры
«Пять
весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Песенка
кукушки
»
CD «Каникулы»
М.Протасов
подгруппо
вое
2
Домашние
животные.
Дикие
животные
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Осень.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Домашние
птицы.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Дикие
птицы.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
16
13.
14.
15.
16.
17.
18.
«Рыбки»,
«Ракушки».
CDПальчиков
ые песенкиигры
«Пять
весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Рыбалка» CD
«Песенк
и
детские
деревенские»
Л.Раздобарина.
.
«Автобус»
«Пора
начинать
»
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Самолёт» CD
«Ах, вы, сени!».
«Мороз»
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Чай».CDПаль
чиковые
песенки-игры
«Пять весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«На диване»
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Маленька
ямышка»
CDПальчиков
ые песенкиигры
«Пять
весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Цветочек».
CD «Весёлая
логоритмика
»
«Мороз»
CD «Аэробика.
декабрь
январь
подгруппо
вое
2
Рыбы.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Транспорт.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Зима.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Посуда.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Мебель.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Зима.
Январь.
Комнатные
растения.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
17
19.
20.
21.
Е.Железнова»
«Кактус»
CD
«Каникулы»
М.Протасов
«Лимпопо».
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Замок»
CDПальчиков
ые песенкиигры
«Пять
весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Наша
пила»
(плясовая
песенка на
мотив «Как у
наших
у
ворот»)
)
«Дом».CDПал
ьчиковые
песенки-игры
«Пять
весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Мой папа
бизнесмен»
CD “Будущий
солдат»
Д.Трубачёв,
В.Трубачёва.
«День Победы»,
«Моя Родина»,
«Мы шагаем
как солдаты»,
«Ветераны»,
«О Родине»,
«Россия»
CD “Будущий
солдат»
Д.Трубачёв,
В.Трубачёва.
«Марш»
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
подгруппо
вое
2
Инструмент
ы.
Инвентарь.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Инструмент
ы.
Инвентарь.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Профессии.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
18
22.
«Мороз»
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Играем
в
снежки».
CD Весёлая
логоритмика
»Е.Железнова
«Зима
»
CD «Ах, вы,
сени!».
февраль
подгруппо
вое
2
Родина.
Отечество.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
19
23.
24.
25.
26.
27.
«Мамины
помощники»
CD «Аэробика.
Е.Железнова»
«Спортивна
ясемья»
CD “Будущий
солдат»
Д.Трубачёв,
В.Трубачёва.
«Зима прошла»
CD «Ах, вы,
сени!».
«Танец
червяков»,
«Мы
попрыгаем»CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Разминка»,
«Левая
и
правая»
.
CDПальчиков
ы е песенкиигры
«Пять весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Лимпопо».
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Перчатка»
CDПальчиков
ые песенкиигры
«Пять
весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Ходим в
шляпах».
CD «Весёлая
логоритмика
»
март
подгруппо
вое
2
Зима.
Актовыйзал
Обучающее
занятие
подгруппо
вое
2
Семья.
Актовыйзал
Обучающее
занятие
подгруппо
вое
2
Человек.
Актовыйзал
Обучающее
занятие
подгруппо
вое
2
Весна.
Март.
Актовыйзал
Обучающее
занятие
подгруппо
вое
2
Одежда.
Актовыйзал
Обучающее
занятие
20
28.
29.
30.
31.
Считалочка
«Планеты»
Компьютерпрезентации
космос.
«Инопланетян
ин»CD «Кто
главней?»Т.Па
р
хоменко
«Лимпопо».
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
«Цветочек».
CD «Весёлая
логоритмика
»
«Цветочек».
CDПальчиков
ые песенкиигры
«Пять
весёлых
поросят»
Е.Железнова.
«Пылесос»
Логоритмичес
кая
считалочка.
апрель
«Пчёлки»,«Гус
май
еница»,
«Цветочек».C
DПальчиковые
песенки-игры
«Пять
весёлых
поросят»
Е.Железнова.
33. «Ква-ква»,
«Лягушата».
CD
«Аэробика.
Е.Железнова»
ИТОГО: 33 недели – 66 занятий.
32.
подгруппо
вое
2
Космос.
Актовыйзал
Обучающее
занятие
подгруппо
вое
2
Обувь.
Актовыйзал
Обучающее
занятие
подгруппо
вое
2
Весна.
Первоцветы.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Домашние
помощники.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Весна.
Насекомые.
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
подгруппо
вое
2
Здравствуй,
лето!
Актовыйзал
Обучающее
занятие.
беседа,
наблюдение
3.4.Материально-техническое обеспечение
Требования к материально-техническим условиям реализации
Программывключают:
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
21
3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно- методический
комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Технические средства:
Музыкальный центр
Компьютер, проектор, экран
Пианино
Набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических
упражнений, мультимедийная установка.
Программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических
пособий:
по логопедии:
Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
«Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой;
по логоритмике:
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985
Методические пособия по логоритмике М.Ю. Картушиной.
Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения.» М.»ТС
СФЕРА»,2006.
«Логоритмика для дошкоьников в играх и упражнениях»О.А. Новиковкая, 2012.
по оздоровлению детей:
Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
М.Н.Щетинина;
«Психогимнастика М. И. Чистяковой.
Список литературы
1. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-7 лет»;
М.: ТЦ Сфера, 2005
2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»;
М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007
3. Новиковская О.А. «Логоритмика». Практическое пособие для педагогов и родителей.
Изд-во Корона Принт, 2005
22