ГПА "Иннтеграция".
11.12.2023
22 ноября 2023 года учитель-логопед Галимуллина Марина Анатольевна МБДОУ - детского сада № 225 приняла участие в Городской педагогической ассоциации педагогов "Иннтеграция". Представила коллегам опыт работы на тему " Использование Stem- технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста".
STEM в работе учителя - логопеда
11.12.2023
Всем
давно известно, чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, новые
методы и технологии.
Применяя
STEM
– технологии, ведется не только коррекционная работа с детьми, но развиваются
интеллектуальные способности дошкольников, а также вовлечение детей в
научно-техническое творчество, что в настоящее время является важной частью
образования.
Особенности
СТЕМ- технологии в работе логопеда определяет повышенный интерес ребенка к
процессу обучения. Все материалы становятся более доступными пониманию детьми.
Ребенку интересно, познавательно, ново, от начала и до конца деятельности, не
теряется интерес и он готов вновь работать с этим материалом. Сам логопед
вовлекается в неиссякаемый творческий подход.
В своей работе учитель-логопед применяет мини – робота «Робомышь».
Они помогают нам:
1.Выполнять
артикуляционную и пальчиковую гимнастику
2.Учить
пересказу, развивая связную речь «Сказка
рассыпалась»
3.Развивать
лексико-грамматические категории «Что
нужно для этой профессии?»
4.Активизировать
и пополнять словарный запас, проводить работу над словообразованием и
словоизменением, классифицировать «Один-много»,
«С какого дерева лист?», «Назови ласково», «Четвертый лишний» и другие игры.
5.Развивать
фонематический слух и готовить к обучению грамоте «Определи, где стоит звук в слове», «Собери слово из букв», « Собери
слово из слогов».
6.Может
автоматизировать поставленные звуки «Произнеси
звук правильно», «Произноси слог правильно».
Рассмотрим несколько примеров.
1.
При работе по развитию связной речи у дошкольников удобно использовать такой
прием как, «Сказка рассыпалась».
Здесь
ребенок вспоминает сюжет знакомой сказки, с помощью программирования определяет
в каком направлении будет двигаться робомышь, по каким полям нужно пройти,
чтобы дойти до героя сказки. Далее выкладывают героев по порядку на столе и
начинают рассказывать сказку. Получается мы обыграли сказку, углубились в ее
сюжет. Ребенок лучше усвоил последовательность сказки.
Здесь
можно использовать два варианта программирования робомыши. Можно
программировать мышь сразу на поле или сначало выстроить схему из карточек и
потом задать программу мышке.
У
ребенка развивается связная речь, учиться пересказу, развивает память,
мышление, внимание. А так же, развивает
технические способности ребенка, что актуально в наше время.
2.
При автоматизации поставленных звуков, можно использовать игру «Произнеси звук
правильно» или «Произнеси слог правильно».
На поле лежит карточка с предметом, ребенок программирует ход мыши до нее. Как только мышь начинает движение, ребенок произносит поставленный звук Р_Р_Р. Дойдя до карточки произносит все слово с этими звуком РАКЕТА.
3.
Данную технологию удобно использовать в работе, когда мы развиваем
фонематический слух, и при обучении грамоте. В это случае подключаются
воспитатели детского сада. Педагоги достаточно хорошо владеют робомышью,
поэтому рекомендую задания для работы с
детьми, как индивидуально так и
подгруппами.
Например:
«Определи, где стоит звук в слове», «Собери слово из букв», «Собери слово из
слогов».
Кроме
робомыши используем роботехнический набор Май- Тани. Мы его зовем Тими.
C помощью
такого робота можно так же научить детей звуко-буквенному анализу, автоматизировать
поставленные звуки, с помощью необычных приключений из букв составлять слова,
развивать эмоционально-волевую сферу, весело выполнять артикуляционную и
мимическую гимнастику.
Возможности
робота:
1.Как
двигается(управление пультом)
2.
Зеленое поле(его возможности)
3.Поле
Город (его возможности)
4.
Карточки эмоции (демонстрация)
5.
Карточки ходы+программирование с ними( показ)
6.
и другое.
Веселая артикуляционная гимнастика с
Тими.
На столе лежат карточки- схемы артикуляционных упражнений. Ребенок или педагог управляет Тими с помощью пульта. Тими подъезжает к первой карточке и ребенок начинает выполнять упражнение перед зеркалом.
Кроме
работы с нашими роботами, применяю в своей работе Конструктор. Такой как LEGO и ТИКО.
С помощью деталей конструктора можно создать образ буквы, выполнить звуко-буквенный анализ слова, собрать слово из букв, из слогов, выстраивать предложения.
Ребенок составляет звуковую схему слова башней снизу вверх. Так же можно построить разбор слова в виде лестницы.
Данный
способ отлично развивает моторное
планирование. Здесь видим, как можно из звуко-кубиков собрать слоги в вагончики
и получить слово.